Рекомендуем

"Семейный фактор" в развитии наркомании

Роль семьи в формировании как здорового образа жизни, так и в формировании наркотизации велика, и занимает лидирующее место.Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие наркотизации:

1. Наследственность: - т.е. передача от родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, в том числе и алкоголем, генетически закрепленной предрасположенности к наркотизму. Эта передача в основном определяется по женской линии (70%) и в меньшей степени отцовской (30%). Причем эта зависимость определена не только собственно родителями, но и кровными родственниками (родители родителей и т.д.).Наличие отягощенной наследственности, в том числе и по психическим заболеваниям, значительно увеличивает прогредиентность заболевания.

2. Воспитание в семье. В раннем детском возрасте, примерно до 5 - 6 лет, происходит формирование основных установок, жизненного <сценарного> плана, который затем с некоторыми изменениями реализуется в жизни. Соответственно это и есть воспитание, т.е. передача основных морально - этических принципов от родителей ребенку. Патология воспитательного процесса представлена двумя вариантами - гиперопека и гипоопека.При гиперопеке формируется незрелая личность (психический инфантилизм) -без мотивация к труду с установкой на получение удовольствий, без ответственности за свои поступки.При переходе в подростковый возраст такие дети проявляются, как в основном дезадаптированные личности, не способные к принятию самостоятельных решений, позитивной деятельности. В качестве средства ухода от проблем они очень скоро начинают использовать психоактивные вещества.При гипоопеке - формируются, так называемые <беспризорники при живых родителях>, т.е. личности обделенные отцовским опытом и материнской любовью. У многих подростков в дальнейшем сохраняется неприязненное отношение к своим родителям с желанием им <отомстить>. На этой почве также идет быстрое вовлечение в наркотизацию.Эти два типа воспитания могут возникать как в семьях с психически здоровыми родителями, так и в семьях, где у родителей имеются либо пограничные психические заболевания (неврастения, неврозы, психопатии) или наркологические заболевания (злоупотребление алкоголем, алкоголизм и т.д.). Причем с развитием наркотизма у подростка, у членов его семьи может происходить развитие или усиление психопатологического фона.

3. Анозогнозия - или не узнавание болезни, которое обычно встречается у наркологических больных, довольно часто встречается у их родителей.Многие родители приветствуют переход подростком с наркотиков на алкоголь, мотивируя это фразой <лишь бы не <кололся>, а также на прием препаратов седативного ряда, не осознавая, что вслед за коротким периодом <отхода от наркотиков>, их дети вновь возвращаются к наркотизации.Определенная часть родителей совершенно спокойно относится к злоупотреблению их детьми препаратов конопли, и бьют тревогу, только, когда происходит переход на более мощный наркотик.Некоторые родители доходят до того, что сами дают деньги на наркотики, с мотивацией <лишь бы не ходили в дурную компанию>.Часто это связано с недостаточным или полным отсутствием информации о действии наркотиков у родителей.Чрезмерно доверяя своим детям, они обнаруживают наркотизацию, когда болезнь находится уже в запущенной стадии.

4. Избыток свободного времени, избыток свободных денег. Если избыток свободных денег актуален только у определенной части родителей, то избыток свободного времени является общим провоцирующим фактором. После окончания 8-9 классов, ПТУ, колледжа у подростков, как правило образуется период <отдыха>, который длится до призыва в армию, поступления в ВУЗ, на работу и т.д. Обычно это продолжается от 1 года до двух, трех лет.Со стороны родителей, как правило, нет мотивации для привлечения детей в этот период к продуктивной деятельности. В результате общения с отрицательно адаптированными дворовыми группами, также происходит быстрое вовлечение в наркотизацию.

5. Снижение духовных и этических норм.Политические и экономические проблемы общества накладывают свой отпечаток на ячейку общества - семью. Происходит, как правило, только обеспечение материальных запросов.Обучение и воспитание ребенка на духовных и этических ценностях либо ограничено, либо отсутствует. Вследствие этого идет приобщение к суррогатным <ценностям>: бульварной музыке, криминальной романтике, к культу насилия и жестокости, уже самого ребенка.Для восстановления роли семьи в профилактике наркотизма желательно кроме государственных мер по преодолению политике - экономического кризиса в стране, необходима реабилитация семьи.Только при условии здорового образа жизни, здорового психологического климата в семье, формирование системы нравственного и духовного развития ребенка, а также всех членов семьи, <семейный фактор> в развитии наркотизма утратит свое действие.


Логунов Александр Владимирович

Другие материалы раздела

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Rambler's
Top100